metro

Строительство метрополитена было начато 3 мая 1977 г., а 4 ноября 1977 г. со строительной площадки будущей станции метро «Парк Челюскинцев» начаты работы по проходке тоннелей. 30 июня 1984 г., в канун 40-й годовщины освобождения г. Минска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, началось регулярное движение поездов Минского метрополитена на первой линии от станции «Институт Культуры» до станции «Московская», протяженностью 7,84 км с восьмью станциями и электродепо «Московское». В 1985 г. было начато строительство первого участка второй линии метро от станции «Тракторный завод» до станции «Фрунзенская», протяженностью 6,12 км с шестью станциями, который вводится в постоянную эксплуатацию в 1990 г.

В 1984 г. на площади Ленина между столичной мэрией и главным корпусом Белорусского государственного университета выросло монументальное здание Управления Минского метрополитена. Нависшая над входом в «подземку» массивная 50-метровая башня, по замыслу архитекторов, вторила расположенной напротив башне Красного костела, и именно ей суждено было стать «носительницей» главных часов Республики Беларусь.

На высоте 42 метров находится помещение, где установлен механизм часов, который был доставлен в Минск из небольшой деревушки под Ереваном, где находился единственный в СССР завод, снабжавший башенными часами весь Союз. Художественным оформлением конструкции (изготовлением стилизованных стрелок и циферблата) занималась минская мастерская Юрия Любимова.

Часы устанавливались в день пуска метрополитена, 30 июня 1984 г., в спешном порядке. Торжественное открытие намечалось на 15:00, циферблат же привезли только в полдень. Вот за этот промежуток времени благодаря мастерству и сноровке рабочих часы и были введены в строй. До восстановления ратуши эти часы были главными городскими и извещали белорусов о наступлении Нового года.

Отличительной особенностью строительства Минского метрополитена явилось небольшая глубина заложения станций. Из-за высокого уровня подъема грунтовых вод станции пришлось размещать буквально сразу под земной поверхностью, всего на глубине 10-17 метров. Нередко строительство сопровождалось плывунами. Немало трудностей создавали и инженерные коммуникации. Чтобы не повредить архитектурный ансамбль Минска, в особенности в исторической части города, прокладку тоннелей и строительство станций пришлось вести с высокой степенью надежности и точности. И, тем не менее, метро было принято в эксплуатацию с общей оценкой «отлично». Такую же оценку поставили Минскому метрополитену и пассажиры, которые в первые дни его эксплуатации написали сотни благодарностей. Опускаясь впервые в подземку, люди попадали буквально в подземные дворцы. Ведь каждая станция имела свое неповторимое архитектурное лицо.

В настоящее время эксплуатационная длина двух линий Минского метрополитена в двухпутном исчислении составляет 37,27 км с 29 станциями, из них 15 станций расположены на 1-й (Московской) линии и 14 на 2-й (Автозаводской) линии метрополитена.